Профессионально-общественная аккредитация программ высшего образования
Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ является одним из направлений независимой оценки качества Российской системы образования.
Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основная цель профессионально-общественной аккредитации НАСДОБР: контроль качества образовательных программ в целях защиты интересов потребителей образовательных услуг, поощрение инноваций и поиск новых форм и методов подготовки высококвалифицированных кадров для современной российской экономики, социальной сферы, государственного и муниципального управления с учетом разнообразия целей и задач отдельных образовательных организаций и специфики местных условий.
Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию (ч.6 ст.96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Результаты аккредитации:
- учитываются в процедурах распределения контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований (Приказ Минобрнауки №996 от 01.11.2021 «Об утверждении порядка проведения конкурса по распределению КЦП»);
- рассматриваются при проведении государственной аккредитации (ч.8 ст.96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
- используются при формировании рейтингов образовательных программ и реализующих их организаций (ч.5 ст.96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
- используются в процедурах межвузовского и международного сотрудничества, а также для усиления имиджа образовательной организации.
Для прохождения аккредитации программ необходимо оформить Заявку на аккредитацию, Анкету для аккредитации и отправить на адрес office@nasdobr.ru.
Оказываемые услуги:
- Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация (далее – ПОА) основных профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам, представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля. Основными объектами ПОА НАСДОБР являются образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата и магистратуры, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и образовательными стандартами высшего образования (программы бакалавриата и магистратуры) по УГСН 38.00.00 Экономика и управление, разрабатываемыми образовательными организациями самостоятельно;
- Независимая оценка качества подготовки обучающихся (УГСН 38.00.00 по направлениям Менеджмент и ГМУ). Независимая оценка качества подготовки обучающихся или выпускников включает оценку сформированности профессиональных и личностных компетенций, выявление наличия метанавыков. Процедура независимой оценки включает выявление уровня освоения образовательной программы (ее части), дифференцируя знания, умения, навыки и способности. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится с использованием оценочных и диагностических материалов НАСДОБР, получивших экспертное одобрение представителей работодателей и их объединений;
- Экспертиза оценочных материалов (фондов оценочных средств). Экспертиза оценочных материалов образовательной организации проводится в целях установления их состоятельности обеспечить надежную интегративную оценку результатов обучения и (или) освоения образовательной программы. Экспертиза оценочных материалов проводится на предмет соответствия следующим требованиям:
— соответствие целям и задачам образовательной программы, содержанию изучаемых дисциплин (модулей), практик;
— наличие полного и достаточного состава оценочных средств для обеспечения валидности и надежности оценки обучения и (или) освоения образовательной программы (ее части);
— соответствие оценочных средств предмету оценки, направленной на определение уровня достижения планируемых результатов обучения и (или) освоения образовательной программы (ее части);
— использование актуальных редакций понятий, терминов, определений, соответствующих действующему законодательству в определенной сфере общественных отношений, отраслевым регламентам, ГОСТу(ам) и т.д.
Результаты экспертизы оценочных материалов представляются в виде экспертного заключения о соответствии представленных оценочных материалов установленным требованиям, и также могут содержать развернутые рекомендации экспертов по их совершенствованию; - Консультирование по оценке соответствия содержания и условий реализации ОП требованиями ФГОС и иной нормативной документации. В связи с обновлением нормативно-правовой базы образовательной деятельности НАСДОБР оказывает консультационные услуги по соблюдению требований действующего законодательства в части содержания, условий реализации образовательных программ, организации учебного процесса. Консультирование проводится ведущими экспертами НАСДОБР.
Регламентирующие документы:
Положение о профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ; Методика проведения ПОА основных профессиональных образовательных программ; Порядок прохождения аккредитации основных профессиональных образовательных программ; Порядок отбора экспертов.
Документы для прохождения процедуры аккредитации:
Заявка на аккредитацию НАСДОБР; Анкета для аккредитации НАСДОБР.