В ИГСУ РАНХиГС прошло открытое заседание Учебно-методического совета по государственному и муниципальному управлению

17 мая 2023 года Учебно-методический совет по государственному и муниципальному управлению Президентской академии совместно с НАСДОБР, РАБО и Научным советом по ГМУ Российского профессорского собрания провел открытое заседание «Государственное и муниципальное управление: цивилизационные вызовы и национальные интересы».

На заседании обсуждались вопросы, связанные с формированием национальной модели государственного управления и государственной службы, проведением патриотическо-воспитательной работы со студентами по направлению подготовки ГМУ, развитием проектной платформы УМС по ГМУ.
В заседании, проходившем в смешанном формате, приняло участие более 200 человек из 73 вузов России, в том числе из 35 филиалов РАНХиГС. Было представлено 42 региона Российской Федерации, включая ДНР.
Открывая заседание, проректор РАНХиГС Максим Назаров отметил высокую актуальность вынесенных на обсуждение вопросов в контексте формирования новой модели образования в Российской Федерации. «Нам важно определиться, какую модель образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное» мы видим в масштабах страны. При этом особое внимание необходимо уделить молодежной политике и воспитательной работе», — сказал он.

С приветственным словом к участникам открытого заседания обратилась Ольга Васильева, Президент Российской академии образования, которая отметила, что в год, объявленный Президентом России Годом педагога и наставника, растет значимость методической работы в сфере образования, передачи молодежи профессионального опыта и навыков, ценностных приоритетов и принципов. Особенно важно это для выпускников образовательных программ по ГМУ, которым предстоит определять и проводить в жизнь государственную политику нашей страны. Ольга Васильева отметила реализуемый ИГСУ РАНХиГС Всероссийский историко-патриотический просветительский проект «Достижения России»», который вполне может стать действенным инструментом патриотического воспитания молодежи.

В выступлении заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольги Петровой было указано на необходимость формирования в обществе позитивного имиджа государственной и муниципальной службы. Необходимым условием этого является подготовка профессиональных кадров, способных оперативно и эффективно реагировать на запросы граждан, а также открытость власти как основы доверия к ней со стороны населения.

Леонид Вахнин, заместитель директора Департамента реализации специального инфраструктурного проекта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в своем выступлении отметил, что профессионализм и компетентность являются ключевыми критериями оценки государственных и муниципальных служащих. Также Леонид Вахнин отметил, что, несмотря на сближение принципов функционирования государственной и муниципальной службы, в профессиональном образовании необходима более четкая дифференциация и специализация подготовки.

Директор Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС Андрей Хлутков обратил внимание на необходимость практической ориентированности образовательных программ по ГМУ и выступил с предложением пересмотреть подход к целевому набору, предоставив такую возможность не абитуриентам, а студентам старших курсов, которые в большей мере подготовлены и мотивированы к работе в органах власти.

О подходах к реализации задач молодежной политики и проведении воспитательной работы в Уральском институте управления – филиале РАНХиГС рассказал заместитель директора института Александр Яшин.

Лариса Костровец, ректор Донецкой академии управления и государственной службы, и Елена Хасанова, заведующая кафедрой теории управления и государственного администрирования этого вуза, рассказали о перспективах реализации в Донецкой Народной Республике образовательных программ по направлению подготовки ГМУ.

Надежда Сладкова, директор по развитию ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в своем докладе акцентировала внимание на принципах клиентоцентричности и соответствующих требованиях к подготовке будущих специалистов кадровых подразделений органов государственной власти.

Александр Воронов, руководитель аспирантуры факультета государственного управления МГУ им.М.В.Ломоносова, рассказал о возможностях и перспективах развития новой научной специальности «Государственное и муниципальное управление» для подготовки управленческих кадров высшей квалификации», а также представил проект паспорта этой научной специальности.

Андрей Клименко, руководитель Департамента политики и управления, заведующий кафедрой теории и практики государственного управления Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» познакомил участников заседания с опытом НИУ ВШЭ в реализации молодежной политики и подходами к формированию образовательных программ.

Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы проекта «Национальный рейтинг российских вузов» (группа «Интерфакс») представил результаты рейтинга 2023 года по направлению ГМУ, лидером которого уже в пятый раз стала Президентская академия. Спикер рассказал о новых критериях отбора вузов для участия, рассказал о новых показателях, которые отражают текущие изменения в образовательной сфере. В частности, если раньше значительный вес имел показатель цитируемости преподавателей в международных наукометрических базах данных, то теперь всё большее значение будет приобретать российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Эксперт также отметил, что в 2022 году появился такой индикатор оценки, как участие студентов в олимпиаде «Я профессионал» и Всероссийском кейс-чемпионате по ГМУ.

Вячеслав Шоптенко, директор Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС поделился опытом применения компьютерных учебных моделей (симуляторов) в развитии компетенций государственных и муниципальных служащих».

Большой блок выступлений был посвящен развитию проектной платформы УМС по ГМУ, опыту реализации и перспективам масштабирования серии проектов, осуществляемых на базе ИГСУ РАНХиГС, среди которых «Всероссийский кейс-чемпионат по ГМУ», «Всероссийский гражданско-патриотический диктант ««Моя любовь, душа моя – Россия!»», «Всероссийский историко-патриотический просветительский проект «Достижения России»», проект «Молодёжная научно-образовательная ассоциация «Государство. Молодёжь. Управление»» и мн.др.

Так, заместитель директора ИГСУ РАНХиГС по научной работе Галина Ивлева представила вниманию коллег проект сайта «Достижения России» как площадку для презентации всех значимых свершений нашей страны за всё время ее существования во всех сферах деятельности. Самый важный результат, по мнению спикера, – вовлечение участников проекта и будущих пользователей сайта в процесс разработки, актуализации и добавления контента, в том числе из личных семейных архивов, а также понимание непрерывности традиции побед в России.

Директор Центра качества образовательных программ ИГСУ, секретарь Учебно-методического совета по ГМУ Игорь Москалёв рассказал о результатах Всероссийского кейс-чемпионата по государственному и муниципальному управлению, который проводится второй год при методологической поддержке УМС по ГМУ РАНХиГС. Он пригласил коллег войти в жюри в качестве экспертов, методологов и авторов кейсов.

Заместитель декана факультета ГМУ ИГСУ представил результаты проведения Всероссийского патриотического диктанта, инициатором которого стала Президентская академия, и пригласил все вузы России присоединиться к этой инициативе.

Оксана Коротеева, директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» ИГСУ РАНХиГС поделилась предложениями о развитии сотрудничества вузов с некоммерческим сектором России.

Юлия Шевелева, руководитель проекта «Ассоциация ГМУ (Государство. Молодежь. Управление)» представила проект «Молодёжная научно-образовательная ассоциация «Государство. Молодёжь. Управление»».

Модератор заседания, и.о. директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин представил результаты экспертного опроса участников заседания и отметил, что формат работы УМС по ГМУ позволяет сформировать единое представление по поводу национальной модели государственного и муниципального управления и образования по направлению ГМУ.

Так, отвечая на вопрос: «На каких принципах, по Вашему мнению, должна основываться национальная модель государственного управления в России?», большинство экспертов в качестве важнейших выделили прозрачность деятельности органов власти и служение общественным интересам.

Отмечая необходимость активизации процедур профессионально-общественной аккредитации ОП ВО по ГМУ, эксперты выделили наиболее важные критерии для оценки образовательных программ: количество выпускников, работающих в органах власти, и процент работодателей, участвующих в реализации образовательной программы.

Интересно было узнать мнение экспертов по приоритетным в современных условиях форматам воспитательной работы со студентами. Таковыми стали социальные проекты, историко-патриотические проекты и правовое воспитание.

Подводя итоги заседания, Руслан Корчагин отметил продуктивность обсуждения вопросов, включенных в повестку, важность развития УМС по ГМУ как всероссийской экспертной и проектной площадки, формирующей актуальные вопросы и предложения по развитию системы подготовки кадров для органов государственной и муниципальной власти, и пригласил к дальнейшему сотрудничеству в реализации намеченных инициатив.

Фотогалерея