22-23 июня проведена стратегическая сессия «Перспективы развития управленческого образования в России/Нужны ли нам управленческие кадры и как их готовить?»

22 и 23 июня 2016г. коворкинговая площадка АСИ Точка кипения стала местом для дискуссий в рамках стратегической сессии «Перспективы развития управленческого образования в России/Нужны ли нам управленческие кадры и как их готовить?». Инициатором сессии вступил Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования при поддержке АСИ, РАНХиГС и Российской ассоциации бизнес-образования.

В сессии приняли участие более 70 человек из 15 регионов России. Новосибирск, Челябинск, Воронеж, Орел, Саратов, Белгород, Санкт-Петербург, Москва, Владимир, Томск, Екатеринбург далеко не полный перечень регионов участников сессии.

Перед участниками сессии была поставлена цель определить текущие и будущие потребности России в управленческих кадрах и ключевые направления развития управленческого образования в России на перспективу до 2025 года. Итак, основные выводы.

  1. Для успешного решения стоящих перед Россией задач требуются лидеры. То есть менеджеры, имеющие не только отличную профессиональную подготовку, но способные видеть будущее и менять настоящее в соответствии с видением этого будущего. Подготовка такого лидера — менеджера будущего — предъявляет новые требования к системе управленческого образования. Все научные прорывы совершаются на стыке наук. Менеджмент же, как учебная дисциплина, является синтетической наукой, в которую были введены знания из других областей: экономики, психологии, социологии, права, истории, IT-технологий. Поэтому необходима гибкая и прогностическая модель компетенций, учитывающая Soft и Hard Skills будущих управленцев.
  1. Не менее важно разработать систему оценки качества управленческого образования, привлекая к данной оценке деловые и профессиональные сообщества.
  1. Учитывая запросы бизнеса, профессиональных сообществ и государственных организаций, подготовка управленцев по всем управленческим специальностям должна носить практикоориентированный/проектный характер. К преподаванию необходимо привлекать в большей степени интересных практиков управления, успешных предпринимателей, харизматичных лидеров. При этом необходимо устранить противоречивость нормативных требований к профессорско-преподавательскому составу по линии «практический опыт» — «академические знания». Разделить научные квалификации и практические (профессиональные) квалификации преподавателей.
  1. Управленческое образование должно сопровождаться не только форматами обучения и развития, но и демонстрацией владения компетенциями, полученными в процессе обучения. Это стажировки и участие и реализации реальных проектов. Управленческое образование хорошо иллюстрирует известная поговорка «Практика — это критерий истины».
  1. Пришло время критически взглянуть на существующие в России механизмы управленческого образования в том числе на реализующийся почти 20 лет (и в свое время зарекомендовавший себя как эффективный) инструмент массового развития востребованных для бизнеса компетенций — государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. В настоящее время эта, так называемая, «Президентская программа» требует актуализации, соответствия современным задачам и лучшим управленческим практикам, чтобы, как и в самом начале, стать серьёзным импульсом и кадровой поддержкой развития нашей экономики.
  1. Одновременно, учитывая высокую динамику, которую мы наблюдаем в современном мире, важнейшим вопросов является выделение лучших управленческих практик и их быстрый перенос в управленческое образование. Подобный подход нашел отражение в работе Агентства по практикам улучшения инвестиционного климата в российских регионах.
  1. Для включения механизмов постоянного мониторинга лучших практик, совершенствования и развития менеджерских компетенций целесообразно поддерживать развитие и популяризации таких эффективных площадок как конкурсы профессионального мастерства в области управления, соответствующих международным стандартам. Примерами и аналогами таким площадок могут быть поддерживаемые АСИ чемпионаты и движения, такие как Worldskills (в области профессиональных кадров) и Global Management Challenge (в области управления в бизнесе). Организация подобной площадки была бы очень своевременной и в области государственного и муниципального управления.
  1. Еще один вывод, сделанный участниками сессии, — это необходимость подготовки не только управленцев, но и управленческих/проектных команд, способных выполнять многофункциональные задачи не только для бизнеса, но и для государства. Примером может служить программа «Управленческое мастерство: развитие региональных команд». Главная цель образовательной программы, разработанной РАНХиГС совместно с компанией Ward Howell и Агентством стратегических инициатив, – обмен лучшими российскими и международными практиками улучшения инвестиционного климата и повышение уровня командного взаимодействия.
  1. В современном российском образовательном пространстве роль управленческого образования нивелируется. Такие специальности, как менеджмент, государственное и муниципальное управление, управление персоналом и другие управленческие дисциплины входят в общую группу специальностей «Экономика и управление», а значит и образовательные программы создаются по общим стандартам как для экономики, так и для управления. Но менеджмент – это творческая профессия, требующая креативного мышления, способности к командной работе, восприимчивости ко всему новому. Поэтому участники сессии считают, что необходимо выделить управленческое образование в отдельную группу специальностей, отделив ее от экономических специальностей.

Благодарим журнал Мир МВА за информационную поддержку!

Фотогалерея