22-23 июня проведена стратегическая сессия «Перспективы развития управленческого образования в России/Нужны ли нам управленческие кадры и как их готовить?»
22 и 23 июня 2016г. коворкинговая площадка АСИ Точка кипения стала местом для дискуссий в рамках стратегической сессии «Перспективы развития управленческого образования в России/Нужны ли нам управленческие кадры и как их готовить?». Инициатором сессии вступил Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования при поддержке АСИ, РАНХиГС и Российской ассоциации бизнес-образования.
В сессии приняли участие более 70 человек из 15 регионов России. Новосибирск, Челябинск, Воронеж, Орел, Саратов, Белгород, Санкт-Петербург, Москва, Владимир, Томск, Екатеринбург далеко не полный перечень регионов участников сессии.
Перед участниками сессии была поставлена цель определить текущие и будущие потребности России в управленческих кадрах и ключевые направления развития управленческого образования в России на перспективу до 2025 года. Итак, основные выводы.
- Для успешного решения стоящих перед Россией задач требуются лидеры. То есть менеджеры, имеющие не только отличную профессиональную подготовку, но способные видеть будущее и менять настоящее в соответствии с видением этого будущего. Подготовка такого лидера — менеджера будущего — предъявляет новые требования к системе управленческого образования. Все научные прорывы совершаются на стыке наук. Менеджмент же, как учебная дисциплина, является синтетической наукой, в которую были введены знания из других областей: экономики, психологии, социологии, права, истории, IT-технологий. Поэтому необходима гибкая и прогностическая модель компетенций, учитывающая Soft и Hard Skills будущих управленцев.
- Не менее важно разработать систему оценки качества управленческого образования, привлекая к данной оценке деловые и профессиональные сообщества.
- Учитывая запросы бизнеса, профессиональных сообществ и государственных организаций, подготовка управленцев по всем управленческим специальностям должна носить практикоориентированный/проектный характер. К преподаванию необходимо привлекать в большей степени интересных практиков управления, успешных предпринимателей, харизматичных лидеров. При этом необходимо устранить противоречивость нормативных требований к профессорско-преподавательскому составу по линии «практический опыт» — «академические знания». Разделить научные квалификации и практические (профессиональные) квалификации преподавателей.
- Управленческое образование должно сопровождаться не только форматами обучения и развития, но и демонстрацией владения компетенциями, полученными в процессе обучения. Это стажировки и участие и реализации реальных проектов. Управленческое образование хорошо иллюстрирует известная поговорка «Практика — это критерий истины».
- Пришло время критически взглянуть на существующие в России механизмы управленческого образования в том числе на реализующийся почти 20 лет (и в свое время зарекомендовавший себя как эффективный) инструмент массового развития востребованных для бизнеса компетенций — государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. В настоящее время эта, так называемая, «Президентская программа» требует актуализации, соответствия современным задачам и лучшим управленческим практикам, чтобы, как и в самом начале, стать серьёзным импульсом и кадровой поддержкой развития нашей экономики.
- Одновременно, учитывая высокую динамику, которую мы наблюдаем в современном мире, важнейшим вопросов является выделение лучших управленческих практик и их быстрый перенос в управленческое образование. Подобный подход нашел отражение в работе Агентства по практикам улучшения инвестиционного климата в российских регионах.
- Для включения механизмов постоянного мониторинга лучших практик, совершенствования и развития менеджерских компетенций целесообразно поддерживать развитие и популяризации таких эффективных площадок как конкурсы профессионального мастерства в области управления, соответствующих международным стандартам. Примерами и аналогами таким площадок могут быть поддерживаемые АСИ чемпионаты и движения, такие как Worldskills (в области профессиональных кадров) и Global Management Challenge (в области управления в бизнесе). Организация подобной площадки была бы очень своевременной и в области государственного и муниципального управления.
- Еще один вывод, сделанный участниками сессии, — это необходимость подготовки не только управленцев, но и управленческих/проектных команд, способных выполнять многофункциональные задачи не только для бизнеса, но и для государства. Примером может служить программа «Управленческое мастерство: развитие региональных команд». Главная цель образовательной программы, разработанной РАНХиГС совместно с компанией Ward Howell и Агентством стратегических инициатив, – обмен лучшими российскими и международными практиками улучшения инвестиционного климата и повышение уровня командного взаимодействия.
- В современном российском образовательном пространстве роль управленческого образования нивелируется. Такие специальности, как менеджмент, государственное и муниципальное управление, управление персоналом и другие управленческие дисциплины входят в общую группу специальностей «Экономика и управление», а значит и образовательные программы создаются по общим стандартам как для экономики, так и для управления. Но менеджмент – это творческая профессия, требующая креативного мышления, способности к командной работе, восприимчивости ко всему новому. Поэтому участники сессии считают, что необходимо выделить управленческое образование в отдельную группу специальностей, отделив ее от экономических специальностей.
Благодарим журнал Мир МВА за информационную поддержку!