Об организации СПК в сфере управления и права

Развитие экономики Российской Федерации во многом сдерживают разрывы между текущими и перспективными потребностями в квалифицированных кадрах предприятий реального сектора и уровнем компетенций и квалификаций персонала, представленных как у выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, так и у работников, получающих знания и навыки в процессе выполнения трудовых функций на рабочих местах. Официальный старт трансформации системы квалификаций в стране дан Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», который поставил задачи: создания и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году; увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. В рамках реализации названного Указа распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р утвержден План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, который включил в себя разработанную ранее Дорожную карту по созданию 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест.

На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована национальная система квалификации (НСК), создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – НСПК), состав которого утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249.
НСПК наделяет полномочиями советы по профессиональным квалификациям по различным областям профессиональной деятельности (отраслям). На текущий период создано и действует 38 отраслевых и межотраслевых СПК, утверждено более 1200 профессиональных стандартов, создан Национальный реестр сведений о независимой оценке квалификации, ведутся регулярные мониторинги рынка труда и развития профессиональной деятельности. Более 44 тысяч профессионалов из разных отраслей сдали профессиональные экзамены в центрах оценки квалификации (ЦОК), которых с учетом экзаменационных площадок создано более 1000 по территории Российской Федерации.

Для регулирования профессионального вида деятельности в рамках НСПК требуется формирование совета по профессиональным квалификациям по одному или нескольким видам профессиональной деятельности.

На сегодняшний момент в НСК России не создан СПК, отвечающий за межотраслевое управление и право, а также за создание унифицированной системы профессиональных стандартов сквозной группы «Управление» и профессиональных видов деятельности в смежных областях. В национальных системах квалификации США, Канады, Австралии, Германии, Сингапура, Китая и других ведущих стран данный блок профессиональных стандартов выделен в единую группу межотраслевого управления.

Современная практика как международной, так и российской школы управления, содержат статистику назначения руководителей на высшие должности государственной, региональной, муниципальной, политической, общественной власти, крупнейшие активы по отраслям экономики по квалификации «управление», а не по функциональному или отраслевому признаку опыта и образования. Аналогичный унифицированный подход традиционно отражается в коллегиальных уровнях управления госкорпораций и бизнес-организаций, где независимые директора, профессиональные директора выбираются организациями как профессионалы, имеющие опыт стратегического управления, т.е. имеющие надоперационный уровень квалификации.
Эффективное управление и решение бизнес-задач требует наличия новых компетенций топ-менеджеров: с одной стороны, появляется потребность проектирования, моделирования и управления производственным процессом в рамках жизненного цикла, с другой, особую значимость приобретает совершенствование коммуникативных воздействий, направленных на изменение сознания людей и решение разного рода социальных проблем.

Указанные обстоятельства формируют потребность в развитии новых управленческих компетенций и применения на практике таких умений, как:
– трансдисциплинарность, разносторонность и универсальность знаний, позволяющих решать инновационные задачи с целью создания новых технологических процессов, проектов, продуктов/услуг и их вывода на рынок;
– способность переводить большие объемы информации в абстрактные понятия; умение моделирования процессов и принятия решений, в том числе, даже при частичном недостатке определенной информации;
– способность определять смыслы, позволяющее создавать уникальные идеи, особенно имеющие значение для принятия решений;
– применение дизайн-мышления при создании различных сценариев решения задач и рабочих процессов для достижения целей организации в будущем;
– умение брать на себя ответственность не только за принятое решение, но и за результат его реализации.
Кроме того, в условиях цифровой трансформации получают распространение такие формы управления производством, в которой совместно действуют как профильные специалисты, так и специалисты в области информационных технологий. Поэтому эксперты отмечают, что в современных условиях, особенно в реальном секторе, требуются серьезные изменения в подготовке управленцев новой формации.
Совокупность данных условий актуализирует проблему формирования основных рамочных требований к управленческому составу с определением унифицированных функций и соответствующих компетенций. Отсутствие подобного рода требований стало определенной проблемой и выявило необходимость решения этих вопросов с учетом современных тенденций развития и опыта работы ведущих компаний.

Таким образом, выявилась необходимость разработки квалификационных требований для топ-менеджеров как системы формализованных функций и компетенций, установленных в структуре управления по уровням и видам ответственности и сформированных на основе анализа успешной практики ряда российских компаний и международного опыта.
15 января 2019 года на открытом заседании Президиума «Национального аккредитационного совета делового и управленческого образования» (НАСДОБР) в рамках X Гайдаровского форума было принято решение о создании межотраслевого СПК в сфере управления на базе НАСДОБР.
Аналогичные проблемы отсутствия квалификационных требований к представителям юридических профессий обсуждались на апрельском 2019 года VI Московском юридическом форуме «Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции».

Консультации, состоявшиеся между Ассоциацией объединений и организаций НАСДОБР и крупнейшим общественным объединением, представляющим интересы профессионального юридического сообщества на всей территории Российской Федерации – Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», подтвердили существующую потребность рынка труда в квалифицированных юридических кадрах, а также необходимость совершенствования модели юридического образования, основанной на сочетании фундаментальных основ правовых знаний и требований профессиональных стандартов.

В России несколько сотен вузов оказывают образовательные услуги по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление», 40.00.00 «Юриспруденция». В рамках действующего законодательства об образовании требуется приведение ФГОС и образовательных программ в соответствие с профстандартами, однако профстандарты по данным направлениям не созданы. Не сформированы квалификационные требования со стороны работодателей к выпускникам, освоившим обучение по специальности «ГМУ», «Юриспруденция», «Политология», «Регионоведение», нет взаимосвязи между компетенциями выпускников и квалификационными требованиями, предъявляемыми к специалистам в этих сферах.

Системный подход к формированию компетенций управленческого состава и специалистов в области юриспруденции, разработки соответствующих квалификационных требований диктует необходимость создания специализированного совета по профессиональным квалификациям в сфере управления и права.